Города стали «фокусами» загрязнения…

Но может быть, автомобиль — это идеал для того, кто сидит за ру­лем и огражден от «смога» стекла­ми машины? Оказывается, нет, ибо улицы американских, японских и западно-европейских городов давно уже не справляются с многомил­лионными потоками машин. В цент­ре Нью-Йорка они двигаются днем со скоростью 11 километров в час, по всему Американскому континенту десятки миллионов машин «спят» на улицах городов с 7—8 часов вече­ра до 8 утра, а затем снова загро­мождают городские платные стоянки в часы работы.

Дальновидные ученые Запада давно пришли к выводу, что необходимо развитие общественного тран­спорта: сети автобусных линий, мет­ро, однако ярым противником такой линии выступают автомобильные мо­нополии. «Большой автомобиль — большие прибыли» — когда-то было лозунгом Форда, и сегодня с кон­вейеров американских, японских, европейских заводов сходят все но­вые миллионы машин. В США бо­рются с загрязнением, пытаются уменьшить количество выхлопных газов и вредных веществ, выбрасы­ваемых в воздух автомобилями, ра­ботают над созданием электромоби­ля. Но общий рост числа машин (в 1975 году—105 миллионов, в 2000 году по прогнозу — 200 мил­лионов) может свести на нет эти усо­вершенствования.

Естественно, что загрязнение окружающей среды сильнее всего в городе, и причина этого не только автомобиль. Города стали «фоку­сами» загрязнения, где в самых мас­совых масштабах переплетаются все его виды: индустрия и электро­станции загрязняют воздушный бас­сейн, транспорт добавляет свою до­лю, а горы брошенных машин на «автомобильных кладбищах» уве­личивают массу твердых отходов, громадных размеров достигает по­требление чистой и сброс загрязнен­ной воды. Засуха летом 1976 года показала, что источники воды не безграничны: в Англии пришлось лимитировать ее подачу. . .

Концентрация пыли и других загрязнений в атмосфере «средне­го города» в 150 раз выше, чем над океаном, а в сельской местности «только» в 10 раз. Над крупными промышленными центрами видны•купола» загрязнении, высота кото­рых достигает 500—1000 метров. Они отчетливо просматриваются из окна самолета, идущего на посад­ку в крупном аэропорту, рельефно проступают на космических снимках Земли.

В атмосфере нет границ, и ды­мовые шлейфы промышленных ско­плений часто продвигаются в другие районы и страны: в скандинавские Страны часто «перекочевывает» дымное облако Рура, его переносят господствующие здесь западные ветры. Суммарное воздействие круп- пых городов на природу принимает геологические масштабы — 400 про­мышленных городов мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 миллиардов тонн твердых отхо­дов промышленности и городского хозяйства, тогда как 578 действую­щих вулканов (проявившихся в пос­ледние столетия и «работающих» отнюдь не всегда и тем более не синхронно) дают в год 2,5 миллиар­да тонн лавы, пепла, водяных паров газа.