Мир сельского хозяйства и Урбанизация

Но есть серьезные причины, вы­свобождающие часть населения от груда в сельском хозяйстве. В развитых странах сельское хозяйство стало индустрией. Электричество и химия, машины и агротехника, но­вые фабрики по производству сырья н его переработке, целые аграрно-промышленные комплексы — все что резко усиливает производитель­ность труда и неизбежно сокра­щает число занятых на ферме и в поле.

И если при капитализме, при частной собственности на зем­лю этот процесс приводит к разоре­нию миллионов фермеров, массовой трагедии людей, «выталкиваемых» из села вынужденными поисками ра­боты в городе, то при социализме он происходит без таких уродливых явлений. Общим является только источник роста городов: и в СССР, п в Западной Европе миграции «се­ло – город» дают большее число но­вых горожан, чем естественный при­рост населения в самих городах.

Надо отметить также, что источник такого пополнения городов во мно­гих западных странах уже исчерпы­вается, доля городского населения в ФРГ и Великобритании уже пре­вышает 80%, а в сельском хозяй­стве занято всего 5—6% работаю­щих. Видимо, здесь нельзя говорить о «дальнейшей» урбанизации. Одна из основных проблем урба­низации— транспортная. Она воз­никает везде, но острее всего—в тех странах, где уже многие деся­тилетия господствующим является личный транспорт — легковой авто­мобиль.

В «самом автомобильном» городе мира — Лос-Анджелесе — вместе с пригородами, живет 8 мил­лионов человек. На них приходится Г) миллионов автомашин и мотоцик­лов, «средний» житель агломерации проводит шестую часть своей жизни в машине. Над городом на широких опорах поднимаются скоростные автострады — «фривей» — с восемью полосами движения, четыре авто­страды сходятся вблизи городско­го центра. . .

Доказывать, что мало автомобилей — это хорошо, а мно­го—плохо, конечно, нелепо, но бес­спорно и другое: «моторизация» в США и в ряде других капиталисти­ческих стран давно перешагнула всякие разумные пределы. И свиде­тельство этому — тот же Лос-Андже­лес, воздух которого (а естественные условия здесь самые лучшие в стра­не: идеальный климат, красота и разнообразие природы, пляжи по­бережья) загрязнен до крайности.

Именно здесь впервые в стране был зарегистрирован весьма опасный для здоровья «смог» (дымотуман). Источником его на 90% являются выхлопные газы автомобилей. Клас­сическим примером загрязнения стал и воздух Токио, где регулиров­щики движения уже не могут обхо­диться без противогазов. Загрязне­ние бывает и не только обычным, но и «шумовым»: в ФРГ, например, считают, что в отдельных городских районах за последние 20 лет шум от автомобильного и авиационного транспорта возрос в б—30 раз.