Теплоход на колесах Часть 1

По тунгусски Енисей называется Иоанесси, что означает «Большая река». И действительно, в Советском Союзе нет таких больших рек, как Енисей.
Свыше 4000 километров катит свои воды Енисей, до недавнего времени не знавший преград, от границ солнечной Монголии до льдов Арктики. Он пересекает с юга на север Красноярский край, на территории которого можно разместить ФРГ, ГДР, Францию, Италию и Испанию.

Судоходный почти на всем протяжении, Енисей, при наличии таких прекрасно оборудованных портов, как Диксон, Дудинка, Игарка, Енисейск, Красноярск и Минусинск, без¬условно, является основной транспортной магистралью края, да и не только края. Еще первые русские землепроходцы, по достоинству оценив значение рек в необъятных просторах Сибири, говорили, что «кто будет володати реками, тот будет володати и всею страною».

Красноярская ГЭС, перегородив «Большую реку» плотиной высотой в 120 метров, нарушила сквозное судоходство по Енисею. Обычно в таких случаях прерванное плотинами судоходство (например, на Волге, Днепре, Каме) восстанавливается при помощи шлюзов: судно заходит в шлюзовую камеру, ворота закрываются, и, если судно нужно пропустить вверх, камера наполняется во¬дою до уровня верхнего бьефа, судно всплывает, ворота открываются, и теплоход выходит из шлюзовой камеры в верхний бьеф.

Если же судно, наоборот, нужно опустить в нижний бьеф, то этот процесс повторяется в обратной последовательности.
Но такое шлюзование можно производить только при разнице в высоте бьефов 15—20 метров. На Красноярской ГЭС пришлось бы сооружать целую шлюзовую «лестницу», переход судов из одного бьефа в другой затянулся бы на многие часы, и при многократном шлюзовании водохранилище потеряло бы непроизводительно миллионы кубометров воды. Значит, нужен судоподъемник.

Судоподъемник должен, как Гулливер, взяв судно в пригоршню, на плаву, вместе с грузом, командой и пассажирами, перенести его через плотину из одного бьефа в другой и бережно опустить на воду.
Что же это за сооружение и как оно работает?